Автомобильная мафия польских “решал”

Миллиарды, не поступающие в бюджет и границы практически парализованные гигантскими километровыми очередями и сотни тысяч водителей, которые ездят на авто с иностранными номерами. Автомобилисты умело используют международное законодательство, чтобы не пополнять государственную казну. Так, в Украине и Республике Молдова процветают серые схемы импорта иномарок. Тем временем в соседней европейской стране процветает империя “решал”, каких можно встретить в отделах регистрации авто. Они работают нелегально, особо не прячась pегистрируют на себя по несколько тысяч иномарок, нo очень не любят камер. Hапример, польские власти, “решал” почему то упорно не замечают. И тоже, ну очень не любят журналистов. В доле —  все.

Наши журналисты посчитали сколько теряет два государства в этой ситуаций, изучили всю подноготную ввоза иномарок, регистрировали в Польше автомобили на “решал” и заключили сделку на границе.

Сутки в очереди

На украинско-польской границе, пограничном переходе Рава-Руская на Львовщине — километровые очереди. Это — обычное явление. Если вы едете в командировку или собрались в Европу — можете простоять на этой границе больше суток. На других пунктах пропуска ситуация еще хуже.

Начальник местного таможенного поста во всем обвиняет не чистых на руку автолюбителей. “Транспортные средства на польской регистрации в основном создают у нас очереди. за этот месяц мы проводили статистику: 50% транспортных средств перемещаются в режиме транзит “, говорит Орест Кобрын.

Находчивые украинцы придумали довольно простую и банальную схему, как использовать международное законодательство для  собственных потребностей. Речь идет о Стамбульской Конвенции. “Ее, на мой взгляд, злоупотребляя определенными моментами, определенными правами начали использовать некоторые из граждан нашей страны”, убежден правозащитник Роман Куровець.

Государства, которые ратифицировали это международное соглашение позволяют находиться на своей территории автомобилям с иностранной регистрацией.  Простыми словами — в Украине без проблем можно ездить на таких машинах и ничего не платить. 

Но правозащитник обьясняет, что такой механизм, первоначально, был продуман совсем не для умельцев. “Дается право для дипломатов, иностранных представительств или бизнес-структур”, — подчеркивает Куровець.

Неужели очереди на границе Украины с Европой создают иностранцы? Вовсе нет. Это украинцы, которые ездят, к примеру, на польских номерах. Схема выглядит очень просто. Вы покупаете за границей автомобиль. Находите иностранца, который согласится быть совладельцем машины. Регистрируете авто заграницей и ездите на иностранных номерах. А все для того, чтобы не платить денег за растаможку и налоги.

А вот что интересно – таможенники даже прекрасно знают об этой простенькой схеме. “Основной способ ухода от уплаты налогов — это ввоз транспортных средств на иностранной регистрации. Гражданин оформляется как совладелец за рубежом, и ввозит авто в режиме транзит”, — описывает схему начальник Львовской таможни Левко Прокипчук.

В этой схеме есть одна важная деталь — на таком авто нужно каждые 5-10 дней выезжать из страны. “Мы анализировали за четыре месяца этого года. У нас получалось 30000 транспортных средств пересекало. В пределах Львовской области. А если подсчитать – то они пересекли границу за 4 месяца где-то в районе 480 тысяч раз”, смотрит в документы таможенный начальник.

По самым скромным подсчетам украинский бюджет от такой схемы недополучил миллиарды гривен. Но у водителей машин с польскими номерами — свои аргументы. Мол, слишком высокие пошлины и налоги, чтобы поставить авто на украинскую регистрацию.

Богдан ездит на иностранной регистрации больше четырех лет: “ Ну как? Дешевая машина, дешевле купить. Такая как у меня, стоит например тысячу долларов. А у нас надо заплатить 4000. Есть разница”.

Водители говорят, что готовы платить налоги и пошлины – но не такие космические, как сейчас. Владимир стоит каждые 5 дней на границе по несколько десятков часов. “Возьмите Европу, например перегнали там машину из Италии на Польшу, через Германию. Если там они платят 100 долларов например пошлины, а у нас 1000 или 1500, или 2000”, — обьясняет свои действия парень.

До недавнего времени такая же схема действовала в Молдове, где, как ни странно, водители с автомобилями зарегистрированными за рубежом, даже не имели каких-то обязательств чтобы периодически покидать территорию Республики Молдова.

То, что в этих условиях, регистрация молдавских машин за пределами Республики Молдова превратилась в настоящую индустрию, признает даже бывший председатель парламентского комитета по экономике, бюджету и финансам в Молдове, Вячеслав Ионицэ. "Благоприятные условия для повреждения государственного бюджета, исходя из лутших намерений, были созданы в 2012 году. Тогда молдавским гражданам которые приходили в страну временно с машинами с иностранными номерами, должны были оставить залог в размере таможенной пошлины. Таким образом, если молдаване пришли праздновать Пасху в Республике Молдова они должны были оставить на таможне сотни или даже тысячи евро. Они обычно проходили с валютой, но залог должны быть оставить в леях. При обмене они потеряли снова деньги и ето было не нормально. Тогда, накануне Пасхи, мы решили отменить обязательство залога. Так, освободя молдаван от оплаты залога, открыли дверцу и для недобросовестных граждан, которые увидели в етом решений  ту возможность привезти в Молдову машины без уплаты пошлины", — говорит Вячеслав Ионицэ.

Бывший чиновник признает, что, в какой-то момент, явление вышло из-под контроля. ”После снятия обязанности предоставления залога, в течение нескольких последующих дней, десятки тысяч автомобилей были импортированны, утверждая, что ето молдоване приходят домой на праздники. В скорем, была создана целая индустрия импортных автомобилей из стран Балтии и Болгарии", — добавил Ионицэ.

Тем не менее, в декабре 2016 года, именно в тот период, в котором журналисты, документировали этот материал, в Парламенте Республики Молдова приняли законодательные изменения. Так, был введен срок в 180 дней в году, в течение которого автомобили с иностранными номерами могут передвигаться по Молдове без импортных пошлин. В течение более длительного периода по територии РМ будут иметь право передвигатся только автомобили, введенные в страну лицами проживающие за границей, при наличии водительского удостоверения в стране, где они проживают, при условии оплаты виньетки 180 евро каждые 180 дней нахождения автомобиля в Молдове.

Зарегистрированных авто больше, чем местных жителей

Oтправляемся в Польшу, чтобы лично увидеть, как работают эти посредники. Польские журналисты не один месяц исследуют теневые схемы. Одна из них, Беата Олеярка из города Пшеворск. Девушка интересуется темами, которые  касаются бюджетных денег и деятельности польских чиновников. Темой регистрации автомобилей Беата занялась по многочисленным просьбам читателей. Беату беспокоит, что империя польских решал работает в тени. Беата установила, что он получает от украинцев за свои услуги по 400 евро. И таких барыг — пруд пруди. — Они не платят ни копейки в нашу налоговую  службу и это преступление, потому что в такой ситуации поляки остаются в проигрыше —  

“Я уже год работаю в «Супер Экспрессе», до этого была журналистом в местных медиа. Также у меня есть свой сайт в Пшеворске “

“Это абсурд, когда кто-то один является  совладельцем двух тысяч машин, по сути настоящего флота. Но при этом – он безработный. Это скандал. Такие люди официально — безработные, а на самом деле приходят в коммуникационные офисы и каждый день регистрируют автомобили, берут за это по-разному. Все зависит от человека – на этом рынке есть конкуренция”, — обьясняет подноготную журналистка.

 “Я делала материал про человека, который  брал по 400 евро за регистрацию одного автомобиля. Он делает это несколько раз  в неделю и, конечно, очень хорошо зарабатывал. Но при этом он не заплатил ни одного злотого налогов”.

Ради эксперимента мы попробуем поставить авто на польские номера и посмотрим как работают местные дельцы.

На пример, cоседнее с Украиной Подкарпатское воеводство известно на весь мир благодаря городу Ланцут. Здешний замок Потоцких, одна из крупнейших в Европе коллекций карет, привлекают, и украинских туристов. Hо  вовсе не исторические достопримечательности лидируют по количеству привлечения иностранных гостей.

В небольших городках Пшеворск, Любачов и Ярослав нет столь выдающихся памятников архитектуры как в Ланцуте. Однако, украинцы и даже молдоване сюда приезжает в разы больше, на польских автомобильных базарах.

“Это автомобиль моей жены, а продаем украинцу, он ищет себе машину”, — показывает свой базар Марек из Любачова.

Возле него крутится молодой парень. Это Святослав с Украины. Он перегоняет под заказ машины. Приехал с напраниками и ищет в Польше новый БМВ, для клиента.

“Мы наткнулись на этот автокомис. Тут конечно дешевле намного чем у нас, и стоит покупать, только то что одно — пересекать границу”, — прикидывается к автомобилю Святослав.

Водитель говорит –  мол,  тут еще дорого, если отъехать подальше от границы, можно сэкономить даже больше. “Ближе к  Германии, они там дешевле“

У польских продавцов есть своя постоянная клиентура украинских перегонщиков. Им даже делают скидки. “Эту машину отдаю парням из Украины за 450 долларов“, хвастается Марек.

Продавец рассказывает, что вместе с напарником пригоняет сюда машины, а украинцы их разбирают,  как горячие пирожки. “Например, это ML.  Владелец – мой коллега Павел, приглашаю украинцев купить такой автомобиль“

Такие автокомисы — автобазары разбросаны по всей территории Польши — до германской границы. Здесь авто можно купить вдвое, а то и в трое дешевле чем в Украине или в Молдове.

Дальше – дело за регистрацией. В приграничном с Украиной Подкарпатском воеводстве, это можно сделать практически везде. В так называемых отделах коммуникационных — аналогах украинских МРЭО – “решалы” на каждом шагу. К примеру, в Пшеворске. Что ж, идем в гости.

“Решалы” бегут марафон

Без проблем находим решалу. Подходим под видом клиентов, фото-оператор вместе с журналистом фиксируют все разговоры на скрытые камеры.

”Я регистрирую. Подождите”, говорит Анджей Чихонь, который ходит коридорами по государственному учреждению, как по своей собственной фирме. Его здесь знают все работники, он время от времени забегает в кабинет начальника. Со всеми приветлив, шутит и рассказывает анекдоты.

 ” — Где подождать, На улице?-

  — Здесь ждите. А у вас документы на автомобиль при себе? 

 — Да, внизу.

  — Так принесите документы и регистрационные таблицы

  — Вы понимаете украинский?

  — Понимаю тебя очень хорошо

Прямо в помещении государственной структуры, польские решалы работают открыто и не таясь.

VIDEO: ”- Как долго ждать?

— 15 минут

— Что надо?

— 500 злотых, а страховка?

  — Не знаю

  — А страховка у вашей жены?

— Да, женщина вам расскажет”

Каких-то три с половиной тысячи гривен — и у вас польские номера.

”- Господин Анджей, а там точно никаких не будет проблем? –

— А какие могут быть проблемы? Я же тебе объясняю, что я этим занимаюсь уже 10 лет.

— И есть какие-то еще авто на вас зарегистрированы?

  — Вот сейчас зарегистрированы те же номера, хочу поставить. Восемь штук иногда вашим (украинцам) регистрирую”

Когда журналисты предоставили удостоверение, посредники стали вести себя агрессивно, а потом просто скрылись с виду. Напрасно журналист бегал за Андреем. Тот отказывался идти на контакт. ”Отойди от меня”, все что удалось вытянуть из Анджея.

”-Пане Анджей, я журналист из Украины, меня зовут Тарас Зозулинский —

— О нет, нет! – с злобным видом Анджей Чихонь начинает закрывать обьектив фото-оператора.

  — Уберите руки, мы работаем, один комментарий!

— До свидания!-

  — Уберите руки, господин Анджей. Послушайте, мы в публичном месте и вы препятствуете работе журналистов, нарушаете польский закон, прошу отойти. Господин Анджей, прошу подождать!-

 “О, следующий х…й”

А вот в отделе коммуникации другого города – Ярослава, такой поток желающих, что только деньги считай.

Подходим к самому деловому человеку. Он представляется Артуром Кшичинским.

— Будет парикмахерская, а дальше страхования. И там моя женщина сидит. Юстина. Дай ей документы-

  — И потом можно зарегистрировать, но у нас никаких проблем не будет?-

— Не будет никаких проблем, я давно регистрирую. У тебя будет вот такой талон. Я буду здесь вписан, а здесь, видишь,украинец. —

Обычный семейный бизнес — мужья регистрируют, жены — продают страховки.

— Все тебе моя женщина расскажет. Она готовит документы, а я регистрирую —

— А сколько денег? —

  — 500 злотых всего”

Мужчина не скрывает – занимается этим много лет. А вот что он будет говорить, когда узнает, кто мы на самом деле? Как и в прошлой ситуаций, посредник отказался ответить на вопросы.

— Меня Тарас Зозулинский зовут, я журналист из Украины, хотел у Вас получить  комментарий, для чего Вы регистрируете на себя машины украинцев? — 

— О! Cледующий х…й!-

В это же время, другой мужчину, который сидел по соседству, едва увидев камеру сразу скрывается. Это тот самый Кшиштоф Блок, о котором много писали  польские журналисты. Он и дальше при деле.

Артур Кшичинский: — Здесь написано: регистрация иностранных совладельцев-

 – Я понимаю-

— Ну если ты понимаешь, то для чего ты со мной говоришь? –

— По нашим документам,  Вы являетесь совладельцем огромного количества автомобилей-

 – Это не только я —

– Не  только Вы? —

– Конечно-

— Но нам сказали, что в Ярославе — только Вы —

 – Здесь таких . . .  Больше десяти. —

-Вы это делаете нелегально, неофициально?-

 – Я не знаю, официально или нет. А как я должен это делать официально? Скажи, как я должен делать это официально? —

— Украинцы, которые ездят с польской регистрацией, где совладелец Вы, они нарушают украинский закон, они не платят таможенные пошлины и налоги в бюджет —

– То что они не платят – меня не касается —

 – Но вы на этом зарабатываете деньги!-

 – И пусть не платят —

Но почему на деятельность торгашей не реагируют органы власти. К примеру, руководители налоговой? Мы обратились за ответом. Начальник налоговой староства Ярослава, Гжегош Пешко начял разговор из крика

—  Без камеры, Вы заходите, но без оператора-

 – Но мы хотели у Вас получить  комментарий. Я Вам написал письмо и не понимаю почему Вы отказываетесь —

—  Пожалуйста,  заходи —

– Можно? —

– Без камеры —

– Так скажите нам,  что Вы не хотите ничего комментировать —

 – Я Вам скажу так, у меня нет полномочий и власти давать Вам информацию —

Ответа не добились ни oт руководителeй отделов коммуникационных. Например в старостве Пшеворск, нaчальник отдела комуникационного Томаш Котлинский, увидев нас сразу спешно начинает одеватся. Чиновник, ну очень не хочет говорить про поляков, которые тысячами регистрируют машины.

— Только выключите сейчас камеру. Проблема том, что в эту минуту я занят, иду к старосте —

— Один вопрос, очень быстро —

-Но Вы про это знаете? —

– Да, знаю,  но это не проблема. У нас есть специальное постановление нашего министерства. Это такая регистрация в Ярославе, Перемишле, Любачеве и в окрестностях. С этим у нас нет никаких проблем-

 – Но как один поляк может иметь на себя зарегистрированных сто,  двести, тысячу машин?

– Вот так может. —

А вот его коллега из другого города – начальник отдела коммуникации Любачева — Ян Беднарчык, вообще кажется, ну очень буйный человек.

— Я журналист из Львова —

– Я с журналистами не разговариваю-

– Почему? —

– У меня нет потребности —

– Я понимаю, но жители Украины и Польши хотят узнать ответы на наши вопросы

 – Нет —

Оказывается, польские чиновники, в пикантных темах – еще покруче украинских будут.

— Вы так зашли нагло, со мной не договаривались, а я должен кое-что решать, работать, а вы тут пришли  —

-Я понимаю, но Вы же на роботе — 

— Нет-нет! —

— Но Вы работаете за деньги жителей, для которых мы и делаем этот материал –

Но и тут делают вид, что  ни сном, ни духом “не знают” о мутных схемах.

-Но это нарушение польского законодательства, потому что эти жители Польши берут за это деньги-

– Нет, да что Вы, мы этого не знаем, как берут? —

Так и не согласившись ответить на наши вопросы, Ян Беднырчык отправил нас к своему боссу, второму человеку после руководителя староства  Любачева – начальнику секретариата. Но с этим чиновником разговор выдался еще короче. Хотя мы  заранее уведомляли  об интервью.

– По какому вопросу? Пожалуйста, покажите документы. У нас  нет согласия! Нет нашего головы —

 – А для чего его согласие? Мы писали обращение от редакции —

– Нет, мы ничего не получали,

— Нет, прошу покинуть здание. Конец —

Точно так же был не рад нашему приходу еще один чиновник – начальник отдела коммуникационного староства Ярослав.

– Прошу выключить камеру и не снимать… У меня нет полномочий что-то говорить. Вы же не работаете в польской газете. Если бы я имел  разрешение от старосты, я бы с Вами говорил, Вацлав Школа.

— Почему, Вы же руководитель, публичное лицо, Вы на службе —

— Где это такое есть? У нас все иначе.   Я звоню старосте —

Начальник набирает номер своего шефа.

— Угу-угу, хорошо. Спасибо. Хорошо. —  Извините, это не ко мне. Договаривайтесь из старостой. —

Конечно, мы позвонили старосте Ярослава, Тадеушу Хшану, но он не стал с нами говорить – мол занят и вообще  в командировке.

 Дальше — больше.  Когда наши журналисты снимали, как один из решал — Кшиштоф Блок регистрирует на себя очередную машину, работник отдела коммуникационного попросту выгнал съемочную группу из общественного места.

-Закон говорит, что это официально можно снимать, почему Вы нам запрещаете?  Почему не позволяете? —

 —  Потому что я не согласен чтобы Вы меня —

  — Но мы же не Вас —

— Я видел, я видел что вы снимаете —

– А кем Вы здесь работаете? —

– Спасибо —

Что интересно, что и в полиции про эту схему прекрасно знают.

-Если речь идет о совместной регистрации жителями Украины и Польши машин на польские номера, необходимо подчеркнуть,  что на территории Ярославского округа предписания допускают такую процедуру —

То есть можно быть совладельцем тысяч машин, Законно.

Ну, может хотя бы Кшиштоф Блок нам что то расскажет? Мы снова возвращаемся в отдел коммуникации староства Ярослав. Разъяренным вопросами, Кшиштоф начинает ломать камеру, вырывает у изумленного журналиста удостоверение и документы

— Я журналист —

– Слушай, со своими фильмами! —

– Прошу не трогать камеру, потому что вызовем полицию-

 – Я тебе сейчас вызову!-

 – Вы можете нам дать комментарий? —

– Меня не интересуют никакие комментарии!

–Отдайте, пожалуйста, наши документы, мы сейчас позвоним в полицию! —

 – Сейчас! -…

В чем выгода? В миллиардах

Есть и другое объяснение процветания могущественной империи “решал” — финансовая выгода польских властей от регистрации автомобилей. Деньги, которые идут в кассы отделов коммуникационных.

За подсчетами самих активистов организации “ЗАВТРА”, в Украине может находиться до 1 миллиона машин на иностранной регистрации.

Но даже если рассматривать намного меньшие цифры, и откинуть авто на номерах других стран —  пусть в среднем получим цифру в 500 тысяч машин на польской регистрации.

Зарегистрировать авто в Польше стоит 200 злотых.

Нехитрые подсчеты показывают, что украинцы только за регистрацию могли заплатить в польский бюджет – 100 миллионов злотых – или 680 миллионов гривен.  Но и это не все.

Считаем дальше. Годовая страховка в среднем стоит 700 злотых. Умножаем на возможное количество авто – 500 тысяч – 350 миллионов злотых, или 2 миллиарда 380 миллионов гривен. И заметьте – последняя сумма – это поступление польским страховщикам только в год.

Плюс – каждый год с машины – 100 злотых за техосмотр – итого еще – 50 миллионов злотых —  или 340 миллионов гривен в год.

Пригнать авто на “Коня”

Кишинев недавно принял законодательные поправки которые предусматривают введение срока в только 180 дней в году, в течение которых автомобили с иностранными номерами могут перемещаться по Молдове без уплаты импортных пошлин. Затем, право передвигатся по территории Республики Молдова в течение более длительного периода, будут иметь только автомобили, введенные лицами проживающие за границей, при наличии водительского удостоверения в стране, где они проживают, и при условии оплаты виньетки 180 евро каждые 180 дней нахождения автомобиля в Молдове.

Таким образом, проблема уклонения от уплаты налогов в государственный бюджет Республики Молдова может быть решена по-видимому, а заслуги вроде как приписываются нынешнему правительству. Тем не менее, молдавские власти скорее всего не приняли во счету схему которая уже работает в Украине. Оказывается, можно вообще не ездить на границу и, как прежде, кататся целый год на машине с иностранными номерами.

Левко Прокипчук, начальник Львовской таможни посвящает нас в детали: “На машине в Украину вьезжает иностранец. А дальше передает автомобиль в пользование украинцу”.

Правозащитник Юрий Танасийчук часто бывает за рубежом и не раз наблюдал как это работает: “Украинцы пользуются услугами иностранца, это как правило социально низкие слои населения. За такой въезд платится от 50 до 120 долларов, и иностранец садится и провозит автомобиль в Украине”.

За деталями, журналисты снова отправляются в Польшу. Приграничный городок Медыка — сразу за шлагбаумом польских пограничников. И хоть это уже не Украина, вывески магазинов и объявления тут на украинском. В какой-то сотне метров от границы процветает бизнес. Наши перевозчики сигарет и водки предлагают товар на любой вкус.

Но нам нужно кое-что другое. Подходим к парковщикам, охранникам, спрашиваем у продавцов. Мы ищем тех, кто организует нам переправку машины с иностранцем – чтобы  на год.

Через несколько минут нам указывают на неприметную пиццерию. Мол – там помогут. Тaм из-за угла помещения наших журналистов окликнул неприметный с виду парень. Человек в теме — он знает сколько и кому нужно замазать. Для того, чтоб повысить свой авторитет в наших глазах, Богдан, так представился молодой человек, рассказывает нюансы бизнеса.

-Добрый день. Может госпожа подскажет, нам рассказывали, что здесь можно спросить —

— Господин хочет перевезти автомобиль? –

— Что тебе надо? –

— Поляка надо. –

— Сейчас на эту границу люди так не заезжают. Сейчас никого не найдешь. Заезжают через Словакию в Закарпатье. Смотри какая ситуация. Я тебе могу закрыть этот вопрос за 400 — 450 долларов. Машина заедет на словака, на европейца, ты увидишь кто будет сидеть в машине. —

— А сколько надо дать? –

-На украинской стороне? Чтобы без доверенности заехал: 100 гривен-пограничник, 200 гривен-паспортист, 200 гривен-контрик и 400 гривен таможенник.

— Шегини. Это граница, через нее заезжали 70 процентов машин которые ездят по Украине сейчас —

— Я с тобой сажусь, едем на Закарпатье, в Закарпатье мы заезжаем с украинской стороны. Ты заезжаешь на нейтральную. Сажаем “коня” —  таких людей, простите за слово, “конями” называют. Словак, венгер, молдаван — там их много. Ну на европейский паспорт — вам все равно. 

Владельцов автомобилей, зарегистрированных за границей бываeт шантажируют

В Украине автомобилисты, которые не хотят растамаживать автомобили и платить официальные сборы объединились в общественную организацию с  красноречивым названием “Западно-украинская ассоциация собственников транзитных авто”.

На Львовщине ее координирует Роман Тузяк: “Мы видим только один выход — легализация таких автомобилей, узаконивание”.

Активист считает, что суммы растаможки и налогов нужно понизить в несколько раз. “Если взять эту сумму и разбить — вы сможете ездить на пересичку с Львова в Европу, за эти деньги 10 лет”, возмущается Роман.

В то же время активист не скрывает – с автомобилями на польских номерах много неувязок. “Есть очень много аварий, в которых участвуют автомобили на иностранной регистрации. Это очень опасно — в таком случае просто очень трудно найти, если там водитель с места происшествия исчезнет. Трудно найти кто руководил этим автомобилем, так как по таможенной базе автомобиль будет светиться как ввезенный гражданином другого государства”, — анализирует Роман.

Коллега Тузяка, Станислав Бучацкий курирует деятельность организации “ЗАВТРА” в Ивано-Франковской области.

“Сложилась такая ситуация что мне был нужен автомобиль. Среди того, что на рынке я достойных автомобилей не увидел. Такие автомобили которые можно было купить, за ту цену, которая у меня была, это что-то или условно из отечественного или на иностранной регистрации”, обьясняет свои действия Станислав.

Он утверждает – украинцы ездят на машинах с иностранной регистрацией и не растмаживают автомобили по банальной причине – нет денег.

Спорить с этими аргументами трудно. С другой стороны, это несправедливо по отношению к остальным автовладельцам.  Одни, покупая машины как за границей, так и в Украине, ездят с украинскими номерами, исправно заплатив  таможенные пошлины и налоги. Другие задешево покупают машины за рубежом, но вот в украинский бюджет  не платят ни копейки.

А тем временем, количество автомобилей на неукраинских номерах впечатляет. “Это порядка 100 тысяч автомобилей которые только официально ездят”, смотря в подсчеты выдает цифру Роман Тузяк. 

Заметьте, речь идет только о Львовской области. В масштабах Украины — в разы больше. “За разными подсчетами это может быть до одного миллиона авто”, — подитажывает активист.

Арифметика несложная. Если количество этих авто умножить даже на маленькую сумму пошлин и налогов — 1000 долларов, получаем 26 миллиардов гривен недоимок в бюджет.

В Молдове, пограничная полиция отказалась сообщить нам количество автомобилей с иностранными номерами, которые вошли в Молдову с 2012 по настоящее время и количество автомобилей, которые находятся в Молдове в течение более одного месяца. Учреждение сослалась на технические характеристики интегрированной информационной системы, которые сделали бы невозможным освободить запрашиваемую информацию. (ДОК — ответ от них). Также, от Генеральной инспекции полиции не удалось получить ответ в течение более трех месяцев, хотя она была по почте заявление через рекомендательное письмо. Позже, по телефону, представители пресс-службы учреждений подтвердили получение запроса информации, которая была бы перенаправлен Национальной патрульнои инспекции. Здесь нам дали бесчисленные телефонные номера, на которые долгое время никто не атвечал, а потом сказали, что они ничего не знают нашем запросе.

С другой стороны, активист из Молдовы, Санду Пануш считает, что основная проблема заключается в огромных налогов, взимаемые государством для импорта автомобилей.

"У меня есть автомобиль, зарегистрированный за пределами страны. Почему нет? Это не является незаконным, и я решил сделать это, потому что в Молдове тарифы очень высоки. Это ненормально или, по крайней мере, необъяснимо, особенно с учетом того, что Республика Молдова не имеет отрасли производства машин.

Было бы понятно, если эти налоги были бы для очень дорогих автомобилей, но парадокс заключается в том, что этого не происходит. Например, в Молдове регистрация, страхование и т.д. машины Volkswagen Golf 2.1 TDI достигают сумму 2800 евро, в то время как в Болгарии водитель будет платить 38 евро. Что касается новых законодательных изменений, принятых в конце 2016-го года, водители с иностранными номерами, путешествующие в автомобилях по територии Молдовы в период с 1 января по 1 апреля 2017 года будет иметь возможность зарегистрироваться со скидкои в 70%. Инициатива создает неравенство. Почему ответственный водитель, который всегда платил налоги должны платити всю сумму, в то время как у других скидки? Кроме того, проблемы ести и у водителей с автомобилями которые старше 10 лет, зарегистрированной за пределами страны. В настоящее время Молдова не может их зарегистрировать, и, из-за нового запрета, граждане не могут ими пользоваться, " — говорит Санду Пануш.

То есть, те самые водители, которые когда-то извлекли выгоду из пробелов в законодательстве, в конечном итоге шантажируют. Два водителя из Республики Молдоца, которые оба пожелали остатся анонимными, сказали нам, что посредники на имени которых он зарегистрировали автомобиль, теперь требуют от них огромные суммы денег, чтобы удалить автомобили в их стране от их имени, чтобы молдавские водители имели возможность зарегистрировать их в Молдове, да ещё и быстро, чтоб со скидкой. В другом случяе, молдавский водитель был уголовно нааказуем после попытки пересечь границу, где правоохранительные органы объявили ему о том что он использует в данный момент не зарегистрированные номерные знаки ни в одном государстве. Эта парадоксальная ситуация бя возможна потому что промежуточное лицо может в любое время заявить о том, что машина не функциональна, требуя его снятия с учета в его стране без осведомления водителя из Молдовы или из Украины. В этих условиях любое дальнейшее использование тех номерных знаков считается преступлением.

Расследование проводилось в рамках проекта «Shining a Light on Corruption in Moldova», реализуемый Центром журналистских расследований, и Freedom House, при поддержке правительства Норвегии.

Related posts