Сделка «Джюрджюлешть»

Сделка «Джюрджюлешть»

Власти Республики Молдова на данный момент не знают, каков объем произведенных инвестиций в Международный свободный порт «Джюрджюлешть» (МСПД), несмотря на колоссальные льготы, предоставленные инвесторам. Например, один из инвесторов, «Bemol Retail», за восемь лет, в период 2007 – 2014 годов, воспользовался налоговыми льготами в размере около 1557,9 миллиона леев, но не выполнил целый ряд взятых обязательств.

Генеральный инвестор, «Danube Logistics», платит, согласно Инвестиционному соглашению, заключенному в 2004 году, всего 1.000 долларов в год за аренду, предусмотренную на срок 99 лет, земельного участка в 120 гектаров, из которых фактически получил всего лишь 55 гектаров. Вдобавок, компания и ее клиенты освобождаются от уплаты сборов и пошлин за эксплуатацию и использование  порта и портовых объектов, кроме корабельных сборов, которые рассчитываются и уплачиваются из расчета 0,0062 доллара США за один  кубический метр объема  судна. Молдавское государство предоставило налоговые льготы резидентам МСПД до 2030 года.

Президент Додон ставит себе в заслугу «достижение»

Инвестиционное соглашение «О Международном свободном порте «Джюрджюлешть» подписано 29 декабря 2004 года Марианом Лупу от имени  Правительства Республики Молдова с тремя фирмами – «Azpetrol» ООО (на данный момент переименованная в «Bemol Retail» ООО), «Azertrans» ООО (ныне «Danube Logistic» ООО), «Azpetrol Refinery» ООО (ныне «Bemol Refinery» ООО), которые в ту пору являлись дочерними компаниями «Azpetrol Oil Services Group B.V.». Мариан Лупу, ныне член Демократической партии, в 2004 году был министром экономики и экспонентом коммунической власти. Правительственные документы для данного соглашения подготовил нынешний президент страны Игорь Додон, который в ту пору работал в аппарате Министерства экономики, а в 2015 году сменил Мариана Лупу на посту главы министерства. В последующие годы ответственным за строительство пассажирского порта был назначен Игорь Додон, который тогда был министром экономики и торговли. 

В июле 2017 года Игорь Додон посетил Международный свободный порт Джюрджюлешть, где встретился с Томасом Мозером, генеральным директором компании «Danube Logistics», являющейся инвестором и оператором порта Джурджулешть. «Горжусь, что в 2005 – 2009 гг. я был ответственным от имени правительства за этот инвестиционный проект», — написал Игорь Додон на веб-странице президентуры.

 

ЦЖРМ публикует, впервые, Инвестиционное соглашение о Международном свободном порте «Джюрджюлешть» 

Инвестиционное соглашение о Международном свободном порте «Джюрджюлешть» не было опубликовано в «Monitorul Oficial» и вообще не было предано гласности. Центр журналистских расследований (ЦЖРМ) несколько раз обращался к властям, в том числе в Министерство экономики, с запросом о предоставлении копии документа, но все наши ходатайства игнорировали. В процессе документирования этого расследования ЦЖРМ удалось добыть копию документа, который мы и обнародываем (это первое опубликование Инвестиционного соглашения).

Из Инвестиционного соглашения вытекает, что молдавский исполнительный орган обязался создать законодательную базу, призванную обеспечить  вышеназванным трем фирмам — «Azpetrol» ООО («Bemol Retail» ООО), «Azertrans» ООО («Danube Logistic» ООО), «Azpetrol Refinery» ООО («Bemol Refinery» ООО) — облегчение процесса инвестирования. 

В свою очередь, эти три компании обязались реализовать ряд инвестиционных проектов: «Azertrans» – построить инфраструктуру МСПД, а также расширить грузовой, пассажирский и нефтяной терминалы; «Azpetrol» – построить и обеспечить содержание сети сбыта нефтепродуктов и инвестировать в развитие порта, а «Azpetrol Refinery» – построить нефтеперерабатывающий завод.

Правительство Республики Молдова обязалось выкупить земельные участки, не являющееся государственной собственностью, которые должны были стать составными частями МСПД. Также, исполнительный орган должен был передать в аренду компании «Azertrans»  земельный участок общей площадью в 120 гектаров на срок 99 лет с годовой арендной платой в 1000 долларов.

Соглашение предусматривало доступ и использование участка реки, прилегающего к порту. «Azertrans» должна была взять на себя расходы, связанные с изменением назначения участков сельскохозяйственных земельных на промышленные. Вот только оплата предусматривалась в рассрочку, в течение десяти лет, начиная с шестого года после вступления в силу Инвестиционного соглашения.

Правительство обязывалось также произвести, за счет денег налогоплательщиков, реконструкцию и ремонт дорожной сети, проложить железнодорожную линию, провести телекоммуникационные и электрические линии, газопровод, необходимые для функционирования МСПД, практически, обеспечить всю сопутствующую инфраструктуру. «Azertrans» предоставлялось право подключения к любой существующей или будущей государственной железнодорожной инфраструктуре, расположенной по соседству с портом.

Нынешний директор «Danube Logistics», бывшей фирмы «Azertrans», Томас Мозер объяснил нам эту невиданную щедрость бывшего коммунистического правления тем, что Республика Молдова находилась в крайне трудном финансовом положении.

Обилие освобождений


Фотозахват Geoportal.md

Налог на доходы, полученные от осуществления деятельности, этим трем компаниям был установлен в размере 25% в первые десять лет деятельности, а впоследствии освобождение от уплаты подоходного налога увеличили до 50%.

Более того, для «Azpetrol» предусматривалось освобождение от подоходного налога сроком на пять лет в случае капитальных затрат в размере 5 миллионов долларов, а в случае капитальных затрат компании в размере 10 миллионов долларов срок освобождения от уплаты данного налога увеличивался еще на два года.

Однако перечень освобождений не исчерпывается этим. Названным трем компаниям предусматривался льготный режим в целом ряде случаев: освобождение от НДС при покупке активов «Terminal» SA (складской объект в порту), при аренде компанией «Azertrans»  от правительства земельного участка, расположенного в пределах территории порта, и при последующей сдаче в аренду земли компанией «Azertrans» фирме «Azpetrol Refinery». Эти же три инвестора были освобождены от уплаты НДС и при продаже товаров и услуг на территории Республика Молдова.

Любой товар, ввозимый «Azpetrol» на территорию Республики Молдова, независимо от способа транспортировки, освобождался от уплаты НДС.  Вдобавок, «Azpetrol» позволялось в течение восьми лет удерживать в своей собственности НДС при продаже нефтепродуктов посредством любой заправочной станции, налог, который в нормальных условиях подлежит перечислению в государственный бюджет.

Эти три «инвестора» были освобождены на весь 25-летний срок от уплаты акцизов на нефтепродукты и другие товары, сбываемые на территории Республика Молдова. Впрочем, они освобождались от уплаты акцизов и на нефтепродукты, а также другие товары, поставляемые ими или им на территории МСПД.

Вдобавок, работники «инвесторов», будь то лица без гражданства, будь то иностранные граждане, освобождались от уплаты взносов социального страхования (пенсии, безработица, медицинское страхование). В соответствии с Инвестиционным соглашением, они не обязаны платить и таможенные пошлины на нефтепродукты или другие товары, за исключением сборов за таможенные процедуры и экологического сбора. «Azpetrol» освобождалась от таможенных пошлин на импорт любым путем товаров, используемых для строительства заправочных станций.

Без чрезмерных проверок и с НБМ  в своем распоряжении

В рамках этого же соглашения государство обязывалось разрешать произвольный перевод за пределы Республики Молдова дохода, полученного в результате «инвестиций».

Более того, государство обязывалось получить от Национального банка Молдовы разрешение на исключительные банковские операции для означенных трех фирм, в течение не более трех дней с даты запроса.

По разделу «финансовый контроль» Инвестиционного соглашения правительство воздерживалось от аудита деятельности этих трех фирм. Оно могло проводить не более одной комплексной проверки в год, только в присутствии своего представителя. Согласно отчету Счетной палаты, уполномоченные органы даже эту годовую проверку не проводили.

Нынешний владелец «Danube Logistics» Томас Мозер заявил нам, что он настоял на этом моменте во избежание возможных чрезмерных проверок со стороны налоговых органов. Вот только эта ситуация, как оказалось, привела к невозможности государства вести учет и определять соотношение объема инвестиций и объема налоговых льгот, предоставляемых на протяжении истекших лет.

В разделе дополнительных обязательств правительства отмечается, что оно обязуется консультироваться  с «Azertrans»  по вопросам развития эффективности экономической деятельности на Дунае, а также облегчить условия транзита товаров любого инвестора через Румынию или Украину по железной дороге.

Обязательства инвесторов

«Azertrans» обязывалась завершить строительство и сдать в эксплуатацию грузовой и пассажирский терминалы в течении пяти лет с даты вступления в силу Инвестиционного соглашения, обязательство, которое впоследствии взял на себя молдавский исполнительный орган.

В случае невыполнения правительством какого-либо обязательства из предусмотренных соглашением, неважно какого, установленные сроки для строительства указанных двух объектов подлежали произвольному продлению. «Azpetrol Refinery», согласно тому же пункту, должна была построить и сдать в эксплуатацию нефтеперерабатывающий завод за шесть лет, что не случилось и поныне.

Срок действия Инвестиционного соглашения — 25 лет со дня вступления в силу, за исключением срока аренды участка, предусмотренной на  99 лет.  В соответствии с соглашением, государство Республика Молдова должно было предоставить в аренду 120 гектаров генеральному инвестору «Azertrans» за сумму, Внимание! в 1.000 долларов в год.

Однако кишиневский исполнительный орган тоже пока еще не выполнил это обязательство, предоставив «Azertrans» только 55 гектаров. Остальные 65 гектаров до сих пор не предоставлены инвестору по причине того, что частные владельцы земельных участков отказываются продавать их государству за предлагаемую стандартную сумму, согласно действующему закону об экспроприации.

Сколько потеряло государство от неуплаты НДС

Главная государственная налоговая инспекция (ГГНИ) провела  общий налоговый контроль правильности исчисления, уплаты налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет за период 1 января 2011 года — 31 марта 2015 года, установив, что «Bemol Retail» «необоснованно отнес за период 2011-2014 годов на вычеты некоторые расходы (завышенные расходы на аренду заправочных станций и прилегающих участков; услуги по юридической помощи и консультации; ежемесячные проценты по банковским кредитам; коммерческие расходы, расходы по оплате за аренду имущества, произведенного в интересах ответственного лица на основании договора найма недвижимости и др.) на общую сумму 109,9 миллиона леев, регистрируя убытки в налоговых целях, которые обусловили снижение налогооблагаемого дохода и, соответственно, неуплату подоходного налога с предпринимательской деятельности за 2012-2014 годы».

Но льготы не заканчиваются на этом. Параллельно, «инвестор МСПД, дополнительно получает и другую льготу — освобождение от уплаты НДС, которая только за период 2011-2014 годов составила около 598,3 миллиона леев.

На протяжении всего этого времени никто не пришел побеспокоить хоть какой-то проверкой «Bemol Retail» ООО.

ГГНИ указывает также, что в конце 2014 года «Bemol Retail» располагал 19 собственными заправочными станциями и 36 арендованными станциями, а в первом квартале 2015 года – 20 собственными станциями и 24 арендованными станциями, что подтверждает несоблюдение положений Инвестиционного соглашения.

На данный момент «Bemol» обладает 50 заправочными станциями, согласно Google Maps.

По утверждениям экс-администратора «Bemol Retail» Томаса Мозера, расширение сети заправочных станций «BEMOL» и доход от этого бизнеса должен был помочь в развитии портовой инфраструктуры, что не случилось.

Следовательно, по утверждениям Мозера, само строительство заправочных станций не было главной целью, поскольку продажу нефтепродуктов можно было производить и посредством арендованных заправочных станций. В конечном итоге, несмотря на предоставленный государством  широкий круг льгот, «Bemol Retail» не содействовала развитию МСПД и не платила сборы и налоги государству, как отмечается в отчете.

«Здесь ваши деньги!»

«Bemol Retail» была освобождена также от всякой уплаты НДС на нефтепродукты, ввозимые и реализуемые на территории Республика Молдова. Эта компания имела право  применять НДС на продукты, которые импортировала и затем продавала, но имела и право удерживать в своей собственности НДС, который в налоговых условиях перечисляется в государственный бюджет. Таким образом, за 2011-2015 годы (I квартал) льгота по уплате НДС, оставшаяся в распоряжении субъекта, составила 692,5 миллиона леев.

«Bemol Retail» не слишком заботилась и о создании рабочих мест. Среднесписочная численность работников компании начала снижаться с 886 человек в 2011 году до 656 работников в 2014 году и достигла цифры около 570 работников в 2016 году.

В свою очередь представитель этой компании Виорел Барбэноуэ заявил нам относительно вышеупомянутого аудита: «У нас не проводился аудит, о котором вы говорите, и от нас не запросили никакой информации для его проведения». Он уклонился от ответа на вопрос, какова сумма инвестиций, произведенных «Bemol Retail» в МСПД.

Власти рискуют потерять земельный участок

Напомним, что, согласно Инвестиционному соглашению, «Danube Logistics» надлежало предоставить в аренду сроком на 99 лет земельный участок площадью в 120 гектаров для развития МСПД.

Однако до сих пор компании было предоставлено только 55 гектаров. Согласно документам, опубликованным Wikileaks, руководитель «Danube Logistics» ООО Томас Мозер якобы заявил несколько лет назад сотруднику Посольства США в Кишиневе, ответственному за сферу экономики, что строительство порта продвигается, но не установленными темпами, сославшись на коррупцию и бюрократию в Республике Молдова.

Более того, согласно тому же источнику, Мозер был встревожен интересом, который проявлял к этому объекту экс-президент Владимир Воронин.

Мозер отметил, что строительство тормозит «пересечение интересов многих конкурентов из России и Румынии, в частности «Lukoil», к нефтяному терминалу».

В конечном итоге, хотя пассажирский порт должна была построить  компания «Azertrans»/«Danube Logistics», правительство решило, что строительством объекта будет заниматься Министерство транспорта и дорожного хозяйство посредством ГП «Речной порт Унгень». Таким образом, «Danube Logistics» обязали уступить Правительству Республика Молдова  0,5 гектара (из выделенных  55 гектаров) под строительство грузового и пассажирского порта.

 

Согласно тем же документам, «Мозер боялся, как бы «EASEUR Holding B.V.» не вытеснили из портового бизнеса»: «Мозер боится, что конкуренты из России и Румынии плетут интриги против него при поддержке неких элементов из правительства».

Томас Мозер уклонился от разговора об этих деталях из дипломатических документов США, но сказал, что он ожидает, чтобы государство предоставило остальные около 65 гектаров, предусмотренные соглашением, для развития уже существующего промышленного парка.

Несмотря на это, согласно отчету Счетной палаты от 2015, аудиторы обращают внимание на то, что «договор аренды участка от 21.04.2005, заключенный между Правительством РМ и «Azertrans», не предусматривает четко владельца участка после прекращения действия договора. В этих условиях государство рискует потерять участок при его возвращении».

«Danube Logistics» заявила нам, что Правительство Республики Молдова не выполнило ряд обязательств, предусмотренных Инвестиционным соглашением. «Danube Logistics» получила до сих пор (в аренду) только 55 гектаров, из которых вернула 0,5 гектара Правительству Республика Молдова для строительства Государственного грузового и пассажирского порта. Остальные 65 гектаров еще не были предоставлены правительством», — уточнили представители этой компании.

В том, что касается соблюдения обязательств, предусмотренных Инвестиционным соглашением, представитель «Danube Logistics» Алла Аидова заявила следующее: «Компания «Danube Logistics» ООО не только выполнила обязательства, предусмотренные Инвестиционным соглашением, но и перевыполнила. Компания инвестировала около 50 миллионов долларов в проект МСПД. Инвестиции «Danube Logistics» ООО включили покупку нефтяного терминала, построенного лишь частично, посредством выплаты исторического долга, гарантированного Правительством Республики Молдова ЕБРР. В то же время, «Danube Logistics» ООО ожидает выполнения компанией «BEMOL Rafinery» ООО проекта строительства нефтеперерабатывающего завода на территории МСПД, а также окончания реконструкции автомагистрали М3, соединяющей порт и юг Молдовы с Кишиневом».

«Bemol Retail» не ответила на вопрос, почему не был построен нефтеперерабатывающий    завод.

Бывший член Счетной палаты Тудор Шойту говорит, что аудит финансовой деятельности инвесторов в МСПД планировали несколько раз, но так и не провели. «Эта структура изначально создано криво, и так, как она функционирует, является бандитского формата. Этот порт [Грузовой и пассажирский порт Джюрджюлешть] способствует процветанию контрабанды, через него нелегально провозятся всякого рода товары. Я задаюсь вопросом, почему депутаты с 2009 и поныне проявляют терпимость к этой весьма сомнительной сделке. Она заключена другим правительством, хотя экспоненты той власти, такие как Мариан Лупу и Игорь Додон, и сейчас занимают важные государственные должности», — отметил Шойту.

«Порт Джюрджюлешть, имеющий стратегическое значение для Молдовы, зарегистрирован мошенническим путем, осуществляет свою деятельность мошенническим путем, и таким же мошенническим путем были предоставлены льготы, которые нанесли и продолжают наносить ущерб государственному бюджету. И депутаты столько времени молчат», — уточнил бывший член Счетной палаты, Тудор Шойту.  

 

Datele privind veniturile obținute din tarifele vamale la Bugetul de stat din partea PILG și Portul de pasageri și mărfuri Giurgiulești
Infogram

Неравные таможенные тарифы

Сопоставив данные о доходах от таможенных тарифов, замечаем, что государство получает больше доходов от  грузового и пассажирского порта Унгень, расположенного на 0,5 гектара, чем от «Danube Logistic».   

Например, в 2015 году в МСПД зашли 301 судно, за которые «Danube Logistics» уплатил государству около 243.840 леев, в то время как в Грузовой и пассажирский порт зашли 107 судов, за которые в государственный бюджет перечислили 760.000 леев.   За 2016 год в МСПД зашли 350 судов, за которые «Danube Logistics» уплатил государству из таможенных тарифов 189.000 леев, в то время как в Грузовой и пассажирский порт зашли 371 судно, за которые в государственный бюджет уплатили 1.365.000 леев.

Незначительные суммы денег, выплачиваемых «Danube Logistics» в государственный бюджет за таможенный тариф, объясняются тем, что согласно Постановлению Правительства   о создании публичного учреждения «Cлужба капитана порта «Джюрджюлешть»  и государственного предприятия «Судовой  регистр», «Генеральный инвестор Международного свободного порта «Джюрджюлешть» и его клиенты освобождаются от уплаты сборов и пошлин, предусмотренных действующим законодательством, за эксплуатацию и использование  порта и портовых объектов, кроме корабельных сборов, которые рассчитываются и уплачиваются из расчета 0,0062 доллара США за один  кубический метр объема  судна (Приложение № 3, пункт 10)».

Ходатайства администрации Службы капитана порта «Джюрджюлешть» об изменении этих положений неизменно оказывались тщетными, хотя она неоднократно поднимала этот вопрос.

Расследование выполнено в рамках Кампании «Журналисты за неподкупность на государственной службе», проводимой Центром журналистских расследований при поддержке программы «Эффективное управление» фонда «Сорос-Молдова». Финансирующее учреждение не оказывает никакого влияния на тему и содержание публикуемых расследований.

Related posts