Роль ЕС в молдо-приднестровском конфликте

Роль ЕС в молдо-приднестровском конфликте

В молдо-приднестровском урегулировании ЕС предпочитает использовать «мягкие» методы работы с конфликтующими сторонами. Даже в таком стратегическом вопросе, как подписание Республикой Молдова договора о свободной торговле, Брюссель нашел возможность оформить отдельные условия отношений с Приднестровьем.

В то же время «мягкая сила» ЕС является обратной стороной принципиальной и последовательной позиции Брюсселя по поэтапному втягиванию экономики Приднестровья в орбиту европейского влияния. Результатом такой политики на протяжении последних 10 лет стало увеличение экспорта Приднестровья в страны ЕС.

Однако события на Украине в 2014 году серьезно изменили под-ходы Евросоюза к вопросам безопасности.

«Сейчас для большинства европейцев безопасность является главным приоритетом. ЕС предпринимает шаги, чтобы соответственно ее обеспечить. ЕС станет более активным актором на международной арене, чтобы содействовать миру и безопасности в регионе своего соседства и за его пределами», — отмечала Верховный Представитель ЕС и заместитель Председателя Европейской Комиссии Федерика Могерини.

Новое видение Евросоюза в этом вопросе было сформулировано в «Глобальной стратегии Европейского Союза по внешней политике и политике безопасности», принятой в июне 2016 года. Согласно этой стратегии Европейской Комиссией 30 ноября 2016 года был утвержден «План действий в сфере европейской обороны». А уже 6 декабря 2016 года Совет Европейского Союза и министры иностранных дел стран НАТО одновременно утвердили общий перечень предложений по сотрудничеству ЕС – НАТО. Перечень предложений включает в себя 42 конкретные меры для реализации в нескольких сферах сотрудничества. Сотрудничество ЕС – НАТО, таким образом, перешло на новый уровень.Такая координация между ЕС и НАТО не могла не отразиться на региональном аспекте безопасности. Начиная с 2014 года, как Молдова, так и Украина усилили свое взаимодействие с Североатлантическим союзом. В свою очередь, командование альянса активно рассматривает восточный фланг как рубеж НАТО, требующий укрепления.

В связи с этим финансирование Европейским Союзом совместных молдо-украинских пограничных постов на границе с Приднестровьем все меньше напоминает изначальные цели EUBAM в регионе. Масштабная поддержка этой инициативы скорее формирует систему всестороннего контроля и при необходимости блокирования Приднестровья. Опасность складывающейся ситуации заключается, на наш взгляд, как в отсутствии системы гарантий, что между сторонами не возникнет столкновения, так и в факте того, что интересы Приднестровья не будут ущемляться при новой системе контроля.

Неустойчивость этой ситуации также проявляется в том, что, с одной стороны, политики ЕС критикуют Кишинев за отсутствие реформ и называют Молдову «захваченным государством», а с другой, европейские дипломаты пытаются убедить Тирасполь, что с таким партнером проблем не возникнет. Однако пример изменения избирательной системы вопреки рекомендациям ЕС не позволяет нам с уверенностью говорить, что Брюссель в состоянии проконтролировать все действия Кишинева. Особенно в тех случаях, когда это жизненно необходимо для руководства Демократической партии Молдовы.

Другими словами, ЕС впервые берет на себя ответственность за возможное обострение обстановки как с точки зрения обеспечения безопасности на «южных» точках соприкосновения вдоль молдо-украинской границы (приднестровский участок), так и ухудшения ситуации для экономических агентов из Приднестровья.

Анатолий Дирун, кандидат политических наук, научный руководитель Тираспольской школы политических исследований


Один отзыв на «Роль ЕС в молдо-приднестровском конфликте»

  1. Аноним пишет:

    опять одни глупости….

Related posts