За преступления придется ответить

За преступления придется ответить

19 июня 2019 года в официальном представительстве Приднестровской Молдавской Республики в Российской Федерации состоялся Международный круглый стол на тему: «Неотвратимость наказания за преступления против народа Приднестровья в период военной агрессии Молдовы в 1990-1992 годах».

В мероприятии приняли участие Министр иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики Виталий Игнатьев, глава Официального Представительства Приднестровской Молдавской Республики в Российской Федерации Леонид Манаков, юристы, адвокаты, представители экспертного, академического, журналистского сообщества и другие приглашенные лица.

В ходе круглого стола были представлены доклады, посвященные:
— процессам дезинтеграции СССР и иным предпосылкам возникновения конфликта между Приднестровьем и Молдовой;
— хронике агрессии Молдовы против народа Приднестровья;
— преступлениям молдавских террористических групп на территории Приднестровья в 1991-1992 годах;
— содержанию и доказательной базе уголовного дела, возбужденного Прокуратурой ПМР по факту молдавской агрессии против Приднестровья;
— невосполнимым последствиям вооруженной агрессии как в части человеческих жертв, так и материального ущерба;
— заключению Международного общественного трибунала 1993 года, состоявшегося в Москве;
— текущей ситуации во взаимоотношениях между Приднестровьем и Республикой Молдова через призму истории конфликта.

На круглом столе были представлены фото- и видеосвидетельства агрессии Молдовы против народа Приднестровья.

Заслушав доклады и экспертные мнения, участники Международного круглого стола дали развернутую правовую оценку событиям конфликта и выразили убежденность в неотвратимости наказания конкретных представителей Молдовы за совершенные преступления против мира и человечности в период военной агрессии против Приднестровья.

Невосполнимые утраты и человеческие жертвы в ходе вторжения Молдовы на территорию Приднестровья составили 809 погибших и 1471 раненых, в том числе среди мирных граждан Приднестровья: 271 погибших и 844 раненых. Была отмечена сумма нанесенного ущерба в 945 394 494 приднестровских рублей по курсу 1992 года.

Участники круглого стола пришли к следующим выводам:
1. Вина ряда политиков и чиновников Молдовы за развязывание конфликта является очевидным доказанным фактом. Компенсация родственникам погибших и Приднестровскому государству за нанесенный ущерб являются минимальным и условия м и для создания предпосылок выстраивания государственно — правовых взаимоотношений между Кишиневом и Тирасполем.

2. Современное руководство Республики Молдова, равно как и международное сообщество должны дать открытую политико-правовую оценку событиям периода вооруженной агрессии Молдовы против Приднестровья, в том числе с учетом итогов Международного общественного трибунала.

3. Приднестровье ожидает четкий и внятный ответ на пять принципиальных вопросов Президента Приднестровской Молдавской Республики В.Н. Красносельского, публично озвученных и адресованных Президенту Республики Молдова И.Н. Додону.

4. Никакие проявления терроризма не могут быть оправданы или героизированы. Военные преступления, преступления против человечности не имеют срока давности. Приднестровье как победитель в войне, развязанной властями Молдовы против мирных жителей, с учетом политико-правовых основ создания приднестровской государственности, имеет завоеванное и выстраданное право на полное международно е признание его суверенитета.

5. Становление государственно-правовых отношений между Приднестровской Молдавской Республикой и Республикой Молдова должно учитывать уроки конфликта, мнение населения Приднестровья, неоднократно выраженное в ходе всенародных референдумов, а также законные права и интересы людей, включая молодое поколение, выросшее в период существования де-факто независимого Приднестровья.

6. Миротворческая операция на Днестре под эгидой Российской Федерации обладает уникальной легитимность ю и поддержкой со стороны населения Приднестровья и Молдовы, гарантирует стратегическую стабильность и безопасность в Восточной Европе. Любые попытки трансформации или слома существующего миротворческого механизма в угоду амбициям некоторых политических сил Республики Молдова являются опасными и недопустимыми.

7. Пассивность Молдовы в переговорном процессе свидетельствует о неготовности молдавской стороны к ответственному диалогу. Ситуация в процессе урегулирования молдо-приднестровских отношений требует активизации участия посредников и наблюдателей в международном формате «5+2» с целью скорейшей имплементации ранее достигнутых решений и продолжения урегулирования комплекса застарелых социально-экономических и гуманитарных проблем в интересах людей.

8. Текущие отношения Молдовы и Приднестровья демонстрируют приверженность молдавской стороны деструктивным подходам. Все это подтверждает обоснованный и единственно верный выбор народа Приднестровья на независимость и построение собственного государства. Только суверенная государственность, как показала практика, гарантирует соблюдение прав и свобод населения Приднестровья.

9. Курс на независимость был избран в результате прямого волеизъявления народа Приднестровья при наличии юридических предпосылок, созданных решениями Верховного Совета ССР Молдова от 23 июня 1990 г. Тогда, молдавский парламент принял Декларацию о суверенитете Советской Социалистической Республики Молдова, объявив о выходе Молдовы из СССР и о верховенстве законов Молдовы над союзными 3 законами. Вторым документом – Постановлением, было утверждено решение специальной комиссии о признании юридически ничтожным факта создания МССР. С принятием данных правовых актов ситуация юридически возвращалась к состоянию 1940 года, исключая из состава Молдовы ее государство образующую часть в виде МАССР. Этим решением Молдова юридически сама отказалась от Приднестровья после недолгого 50-летнего периода совместного существования в составе СССР.

Исчезновение из политико-правового пространства МССР создало основания для Молдовы и Приднестровья, как ее правопреемников, определить свой пут ь развития на основе универсального принципа права народов на самоопределение, закрепленного в Уставе ООН, других международных декларациях и конвенциях. Для реализации данного права Приднестровье использовало механизмы прямой демократии.

В течение 1990 года на всей территории Приднестровья были проведены референдумы, по итогам которых приднестровские депутаты всех уровней провозгласили курс на самоопределение и независимость. В течение 1990 года обе части бывшей МССР прошли самостоятельный путь к самоопределению: Молдова через решения высшего представительного органа – парламента, а Приднестровье – через процедуры прямой демократии. Однако Приднестровская Молдавская Республика, несмотря на идентичные с Молдовой основания на международное признание, в тот период его не получила.

Начиная с 1990 года в границах бывшей союзной МССР были сформированы и сегодня устойчиво функционируют два различных конституционных пространства, непосредственными носителями суверенитета которых являются граждане Молдовы и Приднестровья. В рамках этих двух пространств созданы противоположные политические, законодательные, финансово-экономические, судебные, образовательные, ценностно-идеологические, культурно-лингвистические, силовые и другие системы государственного функционирования. Приднестровье сформировало полноценную государственно-правовую систему, отвечающую базовым критериям демократии и принципу разделения властей.

Наличие у Приднестровья полного комплекса политико-правовых основ независимости, избранный народом путь создания собственного государства, а также хроническая неспособность Молдовы даже спустя почти три десятилетия переосмыслить свои ошибки и взять ответственность за преступления против народа Приднестровья подтверждают выбор курса на международное признание республики в качестве единственно возможного.

С учетом всех изложенных фактов, у частники Международного круглого стола обратились к мировому сообществу с призывом о скорейшем признании Приднестровья, основанном на международном праве, политико-правовых основаниях, созданных Верховным Советом ССР Молдова и всенародными референдумами в Приднестровской Молдавской Республике, а также на современных прецедентах. Обретение Приднестровьем полноценной международной правосубъектности является непременным условием и главной гарантией защиты прав и интересов полумиллионного населения республики.


Related posts